Визуальный (наглядный) аранжировщик


Домой

Домой  Об аранжировке  MIDI - удобный формат  Visual Arranger  Band in a Box   

 

 Visual Arranger for Winlows от фирмы Yamaha - программа для автоматической аранжировки, сочетающая в себе удобное и понятное управление и хорошие возможности Она почти не требует от пользователя музыкальных знаний. Послушайте демонстрационную песню, а также мои аранжировки Катюша и Устал я жить в родном краю (страница песен Есенина).

На рисунке  в Окне Песен вверху значки стилей, внизу вид готовой песни. Внизу справа Панель Управления.



В Интернете мне случайно удалось найти раннюю версию этой программы.
Архив программы 3,5 Mb.  Регистр. номер 11WA00939875E.

Программа подробно описана в книге Р. Петелина, Ю. Петелина "Аранжировка на РС". - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999.

Краткое описание программы

Программа может предложить 210 (8 стилевых групп по 20 стилей в каждой, плюс загрузка еще 50 стилей с диска) различных стилей авто-аккомпанемента, в каждом из которых восемь стилевых вариаций и семь независимых оркестровых голосов.

Окно запуска 
В Окне запуска есть пять областей, щелкнув по которым мышью, вы сможете активизировать различные разделы программы (Шестая – Exit – приведет к выходу из программы, сопровождаемому противным скрипом двери). Давайте начнем с надписи Demo на грампластинке в левом нижнем углу. Щелкнув по этой надписи, мы попадаем в Окно песен, где сразу же начинается демонстрация работы программы.

С помощью меню File можно открыть и прослушать еще десять предлагаемых авторами композиций в различных стилях. Управлять воспроизведением музыки можно с помощью кнопок Панели Управления или просто клавишей “пробела” компьютерной клавиатуры. Остановите воспроизведение и попробуйте поместить стрелку курсора на одну из забавных картинок – значок Стиля. Стрелка курсора превратится в стилизованный значок руки (он понадобится вам при составлении своих аранжировок) или в значок динамика. Щелкните этим “динамиком” по какому-нибудь значку в верхней части окна. Значок активизируется, динамик “заработает” и вы услышите через свою звуковую карту оркестрового аккомпанемента в выбранном вами стиле. Если при этом будет нажата синяя буква “I” в верхнем левом углу окна, то на появившейся информационной строке вы увидите название Стиля, вид вариаций, музыкальный размер и установленный темп.

Но вначале надо настроить конфигурацию драйверов (если отсутствует звук): в меню Option выбрать команду MIDI Setup. Затем в окне диалога MIDI Setup выбрать драйвера (по существу устройства) ввода и вывода MIDI-сообщений. Также выбрать тип тон-генератора, а точнее спецификацию MIDI (обычно GM Level 1 или XG Format).

Окно Песен
После нескольких манипуляций вы поймете, как устроено Окно Песен. В верхней его части – в Палитре Стилей ниже главного меню – расположены десять упаковок Стилей. Две крайние: Любимые стили (пока эта папка пуста; вам предстоит заполнить ее) и Диск для добавочных 52 стилей, которые очень легко загружаются их меню File.

Названия остальных папок: Dance, Ballad, Pop, Rock, R&B (Ритм-н-блюз), Jazz, Latin вряд ли потребуют перевода. Стилевую группу World можно традиционно представить, как “Музыку народов мира”. В каждой их восьми групп нам открывается по двадцать значков Стиля. Иногда забавные рисунки на них несут информацию об обозначаемых ими музыкальных жанрах, иногда это просто веселые картинки, и стиль (не прослушивая его) можно узнать с помощью информационной строки. Стили насыщенные, с пышной оркестровкой. Знатоки сразу узнают в них звучание “Ямахи”. Интересно и непривычно то, что всех стилей неожиданно много для одного инструмента. Они очень разнообразны. От нескольких вальсов (традиционный, медленный, венский, кантри, джазовый) до рэйва и рэпа. Боюсь, частенько выбор подходящего для конкретной песни стиля может оказаться не простым как раз из за такого разнообразия. Но это, как вы понимаете, недостаток наш, а не программы.

Гораздо проще будет разобраться с секцией Стилевых Вариаций - белым прямоугольником с восемью разноцветными надписями в правой части Палитре Стилей. Щелкая по этим надписям, вы увидите, что цвет всех значков, в какой бы группе они не находились, меняется в зависимости от того, что вы выбираете: Вступление или Окончание, Основной Вариант А или В, или один из четырех возможных переходов – Заполнение между А и В. При выборе перехода (например, Fill in AB) программа предложит варианты: либо просто добавить один такт за тактами части А (Insert One Measure), либо заменить последний такт в части А (Replace Previous Measure). В первом случае песня увеличивается на один такт, во втором - нет.

Вариантов очень много. За один раз все, пожалуй, и не прослушаешь. А ведь можно еще внутри каждого из всех 210 х 8 вариантов оркестровых стилей менять, убирать и добавлять независимо один от другого семь оркестровых голосов, можно, если позволяет ваше звуковое устройство менять ударные установки, можно, в конце концов, внутри одного произведения соединять различные стили и их вариации. И все это будет очень и очень не плохо звучать. Даже трудно себе представить какого разнообразия в аккомпанементе можно достигнуть с помощью Наглядного Аранжировщика фирмы YAMAHA.

Как же начать работу по написанию партитуры с помощью Наглядного Аранжировщика? Откройте Окно Песен и стрелкой мыши, превращающейся в символ руки, вытащите из Палитры Стилей на чистое поле внизу (на Дисплей Секвенсора) значок подходящего для вашей пьесы стиля. Прежде окрасьте его в нужный цвет, то есть определите с помощью секции Стилевых Вариаций, будет это вступление или какая-то другая вариация. Если вы хотите изменить в каком-то месте своей песни вариацию или сам стиль, добавляйте новые иконки. Очень удобно делать это, дважды щелкая “рукой” по нужной иконке в Палитре Стилей. При таком способе выбранные значки попадают на Дисплей Секвенсора и автоматически последовательно соединяются слева направо. Вы видите, что звучащий значок указывается полосатой рамкой – Локатором, который во время проигрывания песни перемещается по значкам, активизируя их один за другим. Остановив воспроизведение, вы можете активизировать любой значок, перетаскивая локатор с помощью мыши или клавиш со стрелками на компьютерной клавиатуре в нужное место вашей песни. Теперь воспроизведение будет начинаться с этого места, но главное, вы сможете перейти к созданию аккордов в выбранном с помощью этого значка стиле. 
В Панели Управления нажмите вторую в верхнем ряду кнопку – с символом аккорда До-мажор и гусиным пером: перед вами откроется Окно Аккордов. (Только если в Окне Песен хотя бы один значок уже помещен на Дисплей Секвенсора.) 

Окно Аккордов
Переход в Окно Аккордов можно совершить через меню WINDOW, а можно – просто дважды щелкнув на выделенном значке “рукой”. Когда вам понадобится вернуться в Окно Песен, щелкните по верхней левой кнопке (с изображением ноты и грампластинки) Панели Управления.

Таблица предлагаемых аккордов в верхней части окна будет меняться в зависимости от выбранной тональности. Тоника выбирается кнопкой вверху справа. Лад – мажор или минор – выбирается с помощью двух “солнц”, веселого и грустного. Выбор стилевой Группы в этом окне также повлияет на структуру аккордов. От простых трезвучий и септаккордов в группе World, например, до усложненных аккордов в группе Jazz. Послушайте, как они звучат, щелкая по ним “динамиком”.
В нижней части окна находится Панель Тактов. В нее нужно заносить выбранные для каждого значка (для каждого эпизода песни) аккорды. Делать это можно, перетаскивая аккорды из аккордовой таблицы в Панель Тактов или просто дважды щелкая по выбранной последовательности аккордов “рукой”. Программа допускает возможность “ручной” установки аккордов, не предусмотренных таблицей.
Нажав синюю букву “I” в левом верхнем углу этого окна, вы активизируете информационную панель и оркестровые голоса, каждый из которых можно включать и выключать, поручать различным инструментам.
Если выбранный вами стиль и его вариация в оркестровке долго не изменяются, может случиться так, что вы превысите число тактов (16), допустимое для одного значка. Программа предупредит вас об этом, и вы сможете создать другой значок того же стиля. Вопросы добавления и удаления материала легко решаются во всех окнах с помощь “ластика”, стрелки и “перышка”.

Окно Фразовых Клавиш
На Панели Управления остаются неисследованными еще четыре кнопки. Третья слева кнопка приведет нас в Окно Фразовых Клавиш.
Это окно – роскошный подарок любителям музыки. В любой момент проигрывания своей партитуры вы можете щелчком мыши или нажатием клавиши компьютерной клавиатуры исполнить эффектнейший пассаж на любом заранее выбранном инструменте. Причем прозвучит эта вставка в строгом согласии с ритмом и гармонией исполняемого произведения. Использование этого приема очень разнообразит и оживит электронную партитуру. Для овладевания им не обязательно быть грамотным и технически подготовленным музыкантом, достаточно иметь элементарный вкус и музыкальное чутье.
Обратите внимание: в этом окне все “папки” Групп Стилей по существу превратились в Группы Фраз. Выбирая ту или иную группу, вы меняете закрепленные за каждой клавишей инструменты и содержание музыкальных вставок.
И еще одна - очень приятная – новость. Все эти Фразы могут быть не только исполнены, но и записаны простым нажатием красной кнопки Записи в Панели Управления!

Окно Микшера
Все сделанные записи можно отредактировать в Окне Микшера, которое предлагает нам для записи и редактирования 10 дорожек. На первой можно записать мелодию, исполненную на MIDI-клавиатуре или на цифровом – “мелодическом” – ряду компьютерной клавиатуре в Окне Фраз. На второй и третьей дорожках запишутся фразы с двух средних буквенных рядов, а фразы, сыгранные на нижнем ряду клавиатуры, запишутся на десятой дорожке микшера вместе с основными ударными. Дорожки с четвертой по девятую автоматически содержат запись баса и пяти аккордовых голосов созданной нами аранжировки. Но самая интересная новость, предлагаемая программой в этом окне, - Fader Recording. Это запись всех изменений, которые вы производите с помощью микшера в реальном времени. Чтобы активизировать этот режим, нажмите кнопку с надписью Fader в правой части микшера и включите запись. Итак, программа активизирована, музыка воспроизводится и что-то (но пока мы не знаем, что именно) записывается. Поработайте теперь с микшером: измените громкость отдельных дорожек, общую громкость, поменяйте звучащие инструментальные голоса, измените панораму, реверберацию.

Работайте смело, размашисто. А теперь остановите запись и включите воспроизведение. Да, это стоит увидеть! Мы не только слышим все изменения, внесенные в звуковую картину, а и видим каждое свое действие на пульте, совершенное во время записи! Нам видно движение фэйдеров – регуляторов уровня, повороты круглых ручек, изменяющих реверберацию и панораму, переключение надписей звучащих голосов. И все это, конечно, происходит синхронно с изменением звука.

Совсем недавно о таком мы только читали, словно о чуде. А теперь эти чудеса – в нашем домашнем компьютере. Подумайте, сколько удобств несет возможность записи и редактирования MIDI-музыки в реальном времени. Теперь не придется скрупулезно высчитывать, с какого такта по какой и на сколько пунктов нужно изменить тот или иной MIDI-параметр. Не придется много раз прослушивать и отвергать неудачные варианты. Теперь можно просто и артистично задавать и сохранять любые тембровые и динамические изменения в своей записи, как это делает звукорежиссер за реальным пультом. Что касается темповых изменений, то они очень легко вносятся и так же могут быть записаны в реальном времени (!) в Окне Аранжировки.

Окно Аранжировки
В этом окне все понятно. Щелкните по первой большой кнопке с нарисованным зайцем – и заяц, как опытный музыкант, начнет выполнять accelerando, то есть играть, постепенно ускоряя темп. Когда вы решите, что нужный темп достигнут, снова щелкните по зайцу, и он будет послушно выдерживать новый темп. Так же работает и лягушка, только, в отличие от зайца, она выполняет ritenuto, то есть замедляет темп. Я думаю, эти забавные зверюшки достойны уважения, так как даже во многих профессиональных клавишных инструментах нет возможности рограммировать плавное изменение темпа. А уж записывать такие вещи в реальном времени можно только на очень дорогих “клавишах”. Следующие две кнопки помогут нам увеличить или уменьшить темп точно в два раза.

Пятая кнопка управляет очень красивой функцией: Fade-Out. Если нажать эту кнопку перед окончанием пьесы, музыка начнет плавно затихать, пока не растает совсем. А нажав последнюю, шестую кнопку, мы, наоборот, добьемся бурного окончания пьесы, резко ускорив темп.

Двадцать кнопок меньшего размера, расположенные в два ряда, дают возможность одним нажатием менять все инструменты оркестра, в том числе и набор ударных, если позволяет ваш тон-генератор. Среди этих готовых оркестровок есть очень оригинальные и интересные. Даже прослушать 20 разнообразнейших вариантов оркестровки одной пьесы было бы очень поучительно. А тут есть возможность выбрать понравившийся вариант, записать его, да еще отредактировать в Окне Микшера. Если же вы захотите вернуться к своей первоначальной оркестровке – просто нажмите последнюю двадцатую кнопку.

Вот мы и ознакомились с основными возможностями Наглядного Аранжировщика фирмы YAMAHA. Конечно, у него есть и другие, общие для музыкальных программ функции: вырезание, копирование и вставка любого материала. Добавление и удаление тактов, транспонирование и многое другое. Есть у него и самое важное, я бы сказал, “спасительное” во всех автоматических программах свойство – возможность сохранить свою композицию в виде стандартного MIDI-файла. Это важно и технологически: вы всегда сможете окончательно отредактировать свою музыку в программе-секвенсере по своему желанию (если знаете ноты, ввести мелодию и др.). И особенно это важно психологически. Сама возможность сказать в своем творчестве последнее слово позволяет относиться к программе и компьютеру, как к своему инструменту, всегда оставаясь его хозяином и не чувствуя зависимости от него. Во всяком случае, не больше, чем вы сами захотите.